Сентябрь - бархатный сезон, время отпусков, теплого моря и морского круиза. Но не для Рустмаша! После окончания 3-го этапа ходовых испытаний Атомный ледокол «Арктика» в Финском заливе, всем участникам испытаний было предложено войти в состав сдаточной команды на время перехода из С.Петербурга в Мурманск с заходом на Северный полюс. Вот оно - впереди ждали дальние моря и три недели плавания, единственно смущало что вместо круизного лайнера был универсальный атомный ледокол, а вместо теплых морей и жарких стран – Ледовитый океан и льды Северного полюса. Да и предстояло лично мне не отдыхать, а работать, контролировать работу низковольтного преобразователя частоты Триол АТ24 в морском исполнении (подробнее об этом оборудовании можно прочитать здесь…) Корпорации Триол, установленного на этом судне.
Времени на раздумье не было, и оформив командировку и собрав вещи, выехал в С.Петербург на Балтийский завод, у причала которого стоял в ожидании своего первого большого плаванья головной универсальный ледокол «Арктика».
Итак, 22 сентября 2020 года после торжественных речей, под неизменный «марш прощание славянки» ледокол «Арктика» отшвартовался от причала и направился в свой переход вместе с нашим оборудованием на борту. Первым нас встретило Балтийское море- небольшая волна, теплый ветер и ласковое осеннее солнце. Спустя сутки, на скорости 19 узлов мы удалялись от родных берегов. Наше судно уже находилось в международных водах, и мы догадывались что к нам будет приковано внимание других стран, но удивились все, когда над нами на бреющем полете прошли два истребителя стран НАТО. Возможно им тоже было интересно посмотреть на новый ледокол и от того они старались поближе подлететь к борту, а может они хотели показать свои грозные намерения и поэтому имитировали атаку с проходом над палубой ледокола, но авиа-шоу продолжительностью 20 минут, оставило только положительные эмоции.
Уже после обеда была объявлена учебная шлюпочная тревога. Все уже знали номера спасательных ботов, и, прибыв согласно расписанию, мы прошли вводный инструктаж по аварийному покиданию судна. Ознакомились со спасательными средствами, местами расположения жилетов и гидрокостюмов и даже наглядно ознакомились с надеванием арктического гидрокостюма ярко оранжевого цвета, взобрались на борт спасательного бота. На этом учебная тревога была отменена, и все разошлись по рабочим местам.
В целом переход через Балтику проходил спокойно и занял всего 2 дня, и уже 24 сентября , пройдя через Датский пролив, под самым большим мостом в Европе, мы вышли в Северное море.
Хотелось бы отметить что уже на выходе в Северное море нас опять побеспокоили военные , прилетел вертолет увешанный аппаратурой фото и видео съемки, но и этого видно было мало, поэтому один из пассажиров вертолета, открыв дверь, снимал наш корабль на обычную фотокамеру. Видя такое наглое поведение, команда корабля решила в ответ тоже сфотографировать нежданных гостей.
В остальном Северное море встретило нас дружелюбно и теплая погода продержалась еще сутки, зато потом Атлантический океан показал свой характер в виде 7 бального шторма. Наш ледокол, по форме корпуса больше напоминающий ванну, и предназначенный для работы во льдах, стойко перенес природную стихию, хотя и пришлось уменьшать скорость до 5-7 узлов. В отличии от корабля, часть команды не так стойко справилась с испытанием, и вынуждена была проводить время в лежачем положении, борясь с приступами морской болезни. Но как говорится – все заканчивается, и вот на небе снова солнце, а перед нами Норвежское море. Встретило оно нас проплывающими мимо касатками, которые размеренно прошли по своим делам, периодически показывая свои бело-черные спины. После этого, часть команды превратилась в азартных «китобоев», напряженно всматривающихся в горизонт в надежде увидеть первые признаки морских обитателей. И вот радостный крик - "Киты с левого борта!". И целая группа серых китов, выпуская фонтаны воды и в окружении все тех же касаток, проплыла мимо. В последствии еще несколько раз в течении дня нам встречались большие группы серых китов, и даже одинокий гренландский кит, махнув перед нами хвостом, ушел на глубину. А ночью нас ждало еще одно природное явление в виде северного сияния. Всполохи зеленого света покрывали небо, а вокруг море, звезды, шум волн и размеренное движение корабля к намеченной цели.
Норвежское море сменилось Баренцевым, и вот уже Ледовитый океан своим холодным дыханием встречает нас, температура начала заметно падать к нулевой отметке и опускаться в минусовое значение. Появились первые льдинки, и мы вошли в полосу постоянного льда. Пройдя всего 100 км во льдах, была сделана остановка, для осмотра оборудования, проведения регламентных и текущих ремонтов, перед решающим броском к Северному полюсу.
Все занимались своими работами, когда по судовому радио было передано сообщение, что к кораблю приближаются два белых медведя. Вся команда выбежала на палубы, чтобы посмотреть на медведей в их естественной среде обитания. А медведица со своим медвежонком, не обращая внимание на неожиданную встречу, прошла всего в несколько десятков метров от ледокола, лишь изредка поворачиваясь в нашу сторону и, как и положено владычице льдов, уверенной походкой проследовала в белую даль.
Фото сделано Андреем Яковлевым (канал Россия 24)
Регламентные работы были закончены и снова в путь, ломая еще не окрепший лед, мы устремились точно на север, к заветной 90 широте.
И вот 3 октября 2020 года в 18-00 по МСК УАЛ «Арктика» впервые достиг Северного полюса. Это событие больше всего напоминало Новый год- небольшой мороз, снег, лед, разноцветная подсветка вертолетной палубы, радостные лица и взаимные поздравления, для полного сходства не хватало только наряженной елки. Были групповые фото всей команды, поздравление для всех участников, поднятие флагов компаний-участников первого похода ледокола к полюсу. В числе других и наш флаг – Корпорации Триол, впервые в истории компании, был поднят над Северным полюсом, и совершил кругосветное путешествие по 90 параллели.
Фото сделано Андреем Яковлевым (канал Россия 24)
Повара не остались в стороне от грандиозного события и испекли торт в форме большой снежной льдины, украсили ее надписью «Северный полюс» и добавили к праздничному настроению сладкое наполнение.
Ну а после праздника потекли трудовые будни, и ледокол еще 5 дней выполнял программу испытаний во льдах. Маневрируя, ломая с сухим треском метровые льды, ледокол прокладывал себе дорогу по белой, снежной пустыне. Если бы не полоса разломанного льда, вперемешку с водой, которую оставлял наш корабль за собой, то легко можно было поверить, что мы, где-то на берегу, и ледокол непостижимым образом двигается по заснеженной долине.
Испытания завершились, и корабль взял курс на юг. Остались позади льды и полярная ночь, а впереди нас ждала торжественная встреча в Мурманске, поздравления с торжественным прибытием, памятные подарки всем участникам похода. Но самое главное, мы стали первой командой УАЛ «Арктика», которая покорила Северный полюс.
В завершении хотелось несколько слов сказать про наше оборудование. Если проводить аналогии с организмом человека, то ПЭМА (Питательный электромашинный агрегат) является сердцем , которое подает воду в ПТУ72 (Паротурбинная установка), которая в свою очередь дает энергию всему кораблю. Так вот наши ЧРП обеспечивают работу этого сердца, с заданной частотой, и от надежности нашего оборудования в прямом смысле зависела жизнь всего ледокола. И как показал наш переход, мы с честью выдержали данное испытание, за все время не произошло ни одной аварийной остановки нашего оборудования. Оборудование продолжало работать при качке в условиях шторма, при вибрациях от ломающихся льдов, и как итог мы помогли выполнить поставленную задачу, и ледокол достиг Северного полюса.
Наш флаг достиг Северного полюса и что немало важно вернулся обратно, кто знает, может, в следующий раз мы поднимем его на Луне…….